Вот что говорит
Борис Гребенщиков о группе Family и Роджере Чэпмене
Борис Гребенщиков о группе Family и Роджере Чэпмене
-Группа Family - черная овца в разноцветном стаде британской музыки. Анархисты. От вопля их певца Роджера Чэпмена птицы замертво падали в обморок.

Люди 60-х

Марис Рудольф Эдуардович Лиепа


Марис Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии.

По совету друга отца (директора балетной студии), в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В училище педагогом Лиепы стал В. Блинов, в прошлом характерный танцовщик, и его ученику Лиепе тоже прочили карьеру характерного танцовщика. В апреле 1950 г. на всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Марис впервые выступил в Москве.

Занятия в училище Марис сочетал с активными занятиями спортом, был неоднократным чемпионом Латвии по плаванью. На соревнованиях по плаванью он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым. Эти педагоги способствовали переводу перспективного ученика Рижского училища в Московское хореографическое училище (МХУ). Перевод состоялся в 1953 г.: два последних года Лиепа учился в МХУ в классе Николая Тарасова, ученика Н. Легата.

После выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.

В 1955 г. Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плесецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере» (редакция Горского — Мессерера). Дебют Лиепы в Будапеште в марте 1956 г. прошел удачно.

Летом 1956 г. Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

Сезон 1956-57 гг. для танцовщика стал самым продуктивным из четырех сезонов в Музыкальном театре — Лиепа станцевал еще три новых партии: Феба в «Эсмеральде», Конрада в «Корсаре» и Лионеля в «Жанне д'Арк» В. Бурмейстера.

В 1957 г. Лиепа участвовал в конкурсе классического и характерного танца в программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и получил Золотую медаль.

В 1958 г. артист подготовил партии Чабана в «Лесной фее» А. Чичинадзе и Синдбада в «Шехерезаде» В.Бурмейстера.

Последней работой Лиепы в театре Станиславского стал Поэт в «Штраусиане» В. Бурмейстера (1959 г.). Летом 1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу.

После гастролей в Польше в 1960 г. Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.

В начале сезона 1960-61 гг. в партии Базиля в «Дон Кихоте» состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра.

В 1961 г. Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в «Лебедином озере» в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского — Мессерера, а второй — Альберт в «Жизели». Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского.

В этом же году Леонидом Лавровским впервые «на Лиепу» был поставлен балет — «Ночной город» на музыку Белы Бартока «Чудесный мандарин», в которой Марис станцевал партию Юноши.

1962 г. был посвящен главным образом ролям в советских балетах.

В том же году у Лиепы и его первой жены, артистки Московского театра драмы имени А.С. Пушкина Маргариты Жигуновой, родился сын Андрис, а в 1963 году — дочь Илзе. Позднее второй женой Лиепы стала балерина Большого театра Нина Семизорова.

1963 г. стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) — он взял мужской класс в Московском хореографическом училище, и началом творческой деятельности вне театра: именно в 1963 г. Лиепа впервые подготовил свой творческий вечер, прошедший на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского.

С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 г. нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича.

В течение шести лет артист занимается восстановлением легендарного фокинского балета «Виденье розы», премьера которого состоялась в 1966 г. на Кубе, а Большом театре спектакль включен в репертуар с 1967 г.

«Звездным» стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Ю. Григоровичем специально для Лиепы.

В 1970 г. за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства — Ленинская премия.

В 1969 г. Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете «Гамлет» на музыку Шостаковича (хореография В. Камкова).

Конец 60-х — начало 70-х годов — период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах — во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание. В 1971 г. Марис Лиепа был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награжден премией Вацлава Нижинского.

В этом же году Лиепа снялся в главной мужской роли — Анри в телебалете «Имя твое» на музыку Ф. Пуленка (хореография А. Лапаури и О. Тарасовой).

В начале 70-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий.

Новые роли на сцене театра после 1970 г. Лиепа получает только в балетах других балетмейстеров, а «лицо» Большого театра по-прежнему определяют постановки Григоровича.

В 1976 г. Марис Лиепа снялся в экранизации балета Большого театра «Спартак» в роли Красса.

В этом же году Лиепа был удостоен почетного звания народного артиста СССР.

В 1977 г. Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете «Чиполлино» К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова).

За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

После опубликованной в 1979 г. в газете «Правда» статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Ю. Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра.

В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 г. он станцевал Рогожина в «Идиоте» Бориса Эйфмана и солиста в его же «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. Только через два года «безработицы» в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 г. состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после «бенефиса» его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

Уход из Большого театра не стал концом балетной и артистической карьеры Мариса. И в период работы в Большом театре, и после ухода он вел обширную творческую деятельность за пределами театра.

С 1963 по 1980 г. Лиепа преподавал в Московском хореографическом училище, выпустил один мужской класс.

В 1978 г. Марис снялся в «синтетическом жанре» — популярном телевизионном цикле «Телебенефис» — в бенефисе знаменитой киноактрисы Л. Гурченко.

В 70-80 годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино — в телефильме «В одном микрорайоне», кинофильмах: «Могила льва», «Детство Бемби» и «Отрочество Бемби», «Лермонтов», «Четвертый» (для которого поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму «Музыка ко дню рождению».

В 1983-85 годах по приглашению Болгарского правительства Марис Лиепа работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил 2 балета — «Дон Кихот» и «Спящую красавицу».

В 1989 г. Моссовет принял решение о создании Балетного театра Мариса Лиепы, художественное руководство которым должен был осуществлять сам Лиепа, а бывший ведущий характерный артист Большого театра Сергей Радченко должен был стать директором.

Но 26 марта 1989 г. Марис Лиепа умер от инфаркта, а укомплектованная при его жизни труппа Балетного театра Мариса Лиепы была преобразована в «Фестиваль-балет» под руководством Сергея Радченко.

Обсудить на форуме
Открытие