Вот что говорит
Грэм Нэш о шестидесятых
Грэм Нэш о шестидесятых

- Знаешь, отличные были времена, мы были совсем юные, но я совсем ничего не помню об этих годах"

Грэм Нэш (Hollies).

Люди 60-х

Джоэ Чезаре Коломбо


Джоэ Коломбо — известный итальянский дизайнер, один из наиболее ярких представителей футурологического дизайна жилой среды 60-х годов. Коломбо — автор множества проектных разработок: мебели и комплексов жилого оборудования, светильников, фототехники и т. п., в ряду которых — как вполне реалистичные и прагматичные объекты массового производства, так и концептуально-футурологические прототипы-инсталляции, выполненные для выставок и крупных международных конкурсов.

Родился в Милане. Получил художественное образование (живопись) в Академии Брера и архитектурное — в Миланском политехническом институте. Творческое становление Коломбо проходило в среде художественного авангарда (его брат Джанни — выдающийся представитель абстрактно-кинетического направления в искусстве). В начале профессиональной карьеры занимался архитектурным проектированием, живописью, графикой, организацией производства. В 1951 году он присоединился к «Нуклеарному движению» (Nuclear Painting Movement), возглавляемого Энрико Бай (Enrico Baj) и Серджио Данжело (Sergio Dangelo). В следующие 4 года работал как художник-экспресиионист и скульптор, выставляя свои работы с другми членами группы. В 1954 г. работает вместе с Бруно Мунари, Энцо Мари и Джило Дорфлес в рамках проекта «Mac-Spazio-Movement»; проектирует три площадки для отдыха на открытом воздухе с телевизионными инсталляциями для Десятого Миланского Триеннале; 1956 — реализует свой первый архитектурный проект. И в 1958 году он оставляет живопись, чтобы полностью посвятить себя дизайну. C 1959 по 1962 гг. работает в своей семейной электрической фирме, в это же время начинает свои первые опыты в области промышленного дизайна и эксперименты с новыми материалами, в том числе с формованной пластмассой. В 1962 году создает собственный офис в Милане и целиком переключается на дизайн, занимается проектированием изделий используя передовые технологии и новые материалы, главным образом пластмассы.

Первыми проектами Коломбо были в основном проекты для горных отелей и отелей горнолыжных курортов (лыжи были страстью дизайнера, помимо машин и джаза), за интерьеры одного из них — отеля в Сардинии — он получил «IN-Arch». Особого внимания заслуживают потолки этого отеля, для выполнения которых были использованы отражающие свет призмы, выполненные из стекла Perspex концерна «ИКИ».

Коломбо видел свою роль дизайнера в том, чтобы создавать среду будущего. В 60-е во всех своих эссе и на всех выступлениях он подчеркивал существенность тех изменений и тех возможностей, которые дает для создания новых дизайнерских решений использование новых технологий. «Возможности, которые открылись перед нами в связи с развитием аудио-видио технологий, огромны», заявлял Коломбо. «Изменения в образе жизни людей в связи с этим могут быть существенными. Люди смогут учиться и работать дома. Расстояние в будущем не будут иметь прежнего значения».
Людям будущего, по мнению Коломбо, потребуется новый тип среды обитания: «пространства, которые могут трансформироваться, пространства подходящие для медитации и экспериментов, для интимности и для общения“.

Для выполнения этой миссии — создание новой среды — Коломбо применял новые производственные процессы и материалы к существующим типам мебели. Также как и в живописи и скульптуре, в дизайне Коломбо предпочитал смелые изогнутые формы и избегал острых углов и прямых линий. Среди наиболее известных разработок Коломбо — серия светильников для фирмы „0-Люче» (O-Luce), например лампы Acrylica (1962), выполненная из Perspex, а также кресла, стулья и табуреты из пластмассы, рассчитанные на крупносерийное производство на потоке методами штамповки, отливки и т. п., в том числе один из первых в Италии стульев, изготовленных целиком из пластмассы, то есть в мономатериале. Вслед за креслом Elda, созданным в 1963 г. и явившимся первым креслом из стекловолокна большого размера, в 1964 г. Коломбо разработал маленькое кресло, сконструированное из соединенных между собой 3-х элементов из гнутой фанеры, и, наконец, в 1965 году — стул Universale (Универсальный стул) для фирмы Cartell. Захваченный идеей создания стула из одного материала, Коломбо начал свои эксперименты с алюминием, продолжил с формованной пластмассой и закончил с полипропиленом. Кроме того, что этот стул легко мыть, просто составить один с другим, из него легко можно сделать барный стул, открутив ножки и заменив их на более длинные. В течение 2-х лет Коломбо работал над дизайном и конструкцией стула, чтобы в совершенном виде выпустить его в производство, чего он и добился в 1967 году.

Коломбо не только усовершенствовал существующие типы мебели, но и разрабатывал новые модели, более подходящие, по его мнению, мобильному и изменчивому стилю жизни конца 60-х. Так в начале 1963 года он спроектировал Combi-Centre — контейнер, состоящий из цилиндрических блоков для хранения книг, спиртного или инструментов. В следующем году он создает Man-Woman Container, футуристическую версию дорожного сундука 19 века, в котором полки, ящики и зеркала спрятаны внутри двух объемов: один — для мужчины, другой — для женщины. Эти эксперименты завершились созданием Boby trolley, мобильного блока для хранения с выдвижными полками и ящиками, который до сих пор находится в промышленном производстве.

Интерес Коломбо к унифицированным мебельным системам не угасал на протяжении всей его жизни и нашел идеальное воплощение в новых моделях конца 60-х — начала 70-х годов (Кресло Tube, Multi Chair) и, главным образом, в футурологических проектах полностью оборудованных жилых ячеек.
Кресло Tube (1969-1970 гг.) Джоэ Коломбо сделано из стальных цилиндров, обитых тканью по полиуретановой пене и соединенных резиновыми переходниками. Элементы этого кресла могут быть соединены в большое число комбинаций. Размещавшееся в сумке-торбе, кресло было первым примером мебели, которая продавалась «прямо с полки“.
Multi Chair (1971) — кресло-трансформер, состоящее из двух подушек, заполненных полиуретаном, подушки можно использовать отдельно или соединиь вместе в различных вариантах, чтобы получить стул, кресло или кушетку.

В конце 60-х годов широкую популярность Коломбо принесли его концептуально-футурологические проекты полностью оборудованных жилых ячеек, многофункциональных трансформирующихся микропространств — агрегатов для жилья, напоминающих принципы „материальной установки“ конструктивизма и также предполагающих индустриальное поточное производство. Наиболее полное выражение это направление в творчестве Коломбо получило в двух выставочных проектах-прототипах: обитаемая структура, состоящая из серии функциональных блоков, представленная на „Визионе-69“ (прототип изготовлен германской химической фирмой „Байер“), и оборудованная жилая ячейка — обитаемый контейнер Total Furnishing („контейнерное жилище» — особая ветвь в футурологии жилой среды тех лет), который в духе идей архитектурного авангарда того времени мыслился одновременно как комбинаторная структурная единица города будущего. В мини среде Visiona мебель превратилась в структурные элементы. Традиционные предметы мебели были заменены блоками, например «Центральным жилым блоком“ (Central living block), Ночным блоком (Night Cell) и Кухонным блоком (Kitchen box), таким образом, чтобы создать динамическую и многофункциональную систему. Влок Total Furnishing представлял собой совершенную систему для жизни. Он включал 4 разных блока: кухню, стенной шкаф, ванную и спальню — все на площади в 28 м²
Будущее жилой среды Коломбо видел в таких высоко-технологизированных мобильных многофункциональных блоках-агрегатах („островах“), свободно перемещающихся по единому пространству интерьера, практически лишенного внутренних стен и перегородок, и образующих, в зависимости от потребностей, от ритма жизни, разнообразные, меняющиеся во времени пространственные конфигурации.
Total Furnishing был представлен на выставке, ,Италия: новый домашний ландшафт» в Нью-Йорке в 1972, но дизайнер не увидел свое творение на этой выставке, он умер годом раньше от сердечной недостаточности в день своего 41-го года рождения.

За свой короткий творческий период Джо Коломбо стал одним из самых значимых и известных промышленных дизайнеров. Он соединял в себе радикально инновативный подход с пластической, художественно-оформленной идеей формы.

Обсудить на форуме