Вот что говорит
Грэм Нэш о шестидесятых
Грэм Нэш о шестидесятых

- Знаешь, отличные были времена, мы были совсем юные, но я совсем ничего не помню об этих годах"

Грэм Нэш (Hollies).

Авторская колонка Владимир Дмитриев

Владимир Дмитриев

Записки музыкального коллекционера


Владимир Дмитриев. Записки музыкального коллекционера

Есть такой тип коллекционера — филофонист называется. Вы cпросите, а что же он коллекционирует, собирает? А собирает он музыкальные записи, т.е. то из музыки, что нравится ему слушать больше всего. Обычно, по тематике: рок, например, или джаз, а, может и фольклор какой никакой интересный, и классику серьезную от камерной до симфонической.

Одним из таких меломанов, связавших свою жизнь с коллекционированием записей поп и рок-музыки, стал и я. А началось все с THE BEATLES, которых я впервые услышал в 1963 году в школьном кабинете физики, где стоял мощный ламповый радиоприемник. Купить такой приемник для дома мог в то время далеко не каждый, не по карману было… Битлы пели «She loves you» (это уже позже я узнал, что группа называется THE BEATLES), я стоял, очарованный и слушал, пока не пришел наш «физик» и не прогнал меня. Но эта музыка потрясла, захотелось слушать ее все время, но как? Я «загорелся» этой темой.

Вспомнил о парне из нашей школы, у которого дома была радиола (кажется «Фестиваль»), и который иногда приносил диковинные гибкие грампластинки на рентгеновских снимках. Это был знаменитый, подпольно записывавшийся и тиражировавшийся «рок на костях». Пластиночка с одной песней стоила 3 рубля — деньги для школьника немалые. Но мы скооперировались и стали их покупать: таким образом я впервые столкнулся с коллекционированием музыкальных записей. Первой такой записью «на костях» стал для меня «Рок вокруг часов» Билла Хейли. К сожалению, имен исполнителей мы поначалу не знали, но постепенно набирались опыта. Тогда, при практически полном отсутствии информации о западной рок-культуре, даже «Я танцевать хочу» из бродвейского мюзикла считалась «шлягером». Надо отметить, что такие пластинки, при весьма не высоком качестве записи, очень быстро приходили в полную негодность, т.е. разрушались чисто механически. Иголка прыгала, а то и вообще прорезала бороздку насквозь. Все диски из нашей коллекции постепенно попали в мусорное ведро, а с ними и сэкономленные на школьных завтраках деньги. Наконец, дома появилась мощная радиола «Беларусь», свободно принимавшая Би-Би-Си и «Радио Люксембург». Я мог слушать все новинки зарубежной музыки, просиживая далеко за полночь, но иметь записи (за исключением грампластинок фирмы «Мелодия») ни у меня, ни и многих других тогда не было возможности…

Постепенно на черном рынке появились виниловые долгоиграющие пластинки (LP) западного производства. Стоили они безумно дорого и были самой заветной мечтой продвинутой молодежи периода моей юности. Я тогда учился в техникуме, и вот, наконец, моя мечта сбылась. В начале 1966 года я купил первую свою «фирменную» пластинку — это была битловская «Rubber soul», вышедшая в декабре 65-го. Сумма в 25 рублей, отданная за нее, вызвала недоумение моих родителей, считавших, что цена пластинки не может превышать 3р.15коп. (как в магазине). За следующий диск, The Big Hits, группы ROLLING
STONES
 , спекулянты попросили 40 рублей, но мне так хотелось пополнить свою коллекцию еще одним экспонатом, что я его купил. И здорово «нажегся», по незнанию. Во-первых, диск был югославской перепечаткой с фирмы «DECCA», и стоил реально значительно меньше. Во-вторых, по сути, это — сборник из нескольких «номерных» пластинок группы, что также снижало его ценность. Таким образом, заплатив за эту пластинку сумму, в два раза превышающую ее стоимость даже на черном рынке, я получил первый урок того, что любое собирательство требует знаний. Из-за нехватки средств, приобретение LP-дисков продвигалось медленно.

На помощь нам, собирателям музыки, пришли катушечные магнитофоны, которые царствовали долго и небезуспешно. Сложив вместе 4 стипендии по 20 рублей, я купил магнитофонную моно приставку «Нота». И пошло-поехало… Первыми в моей коллекции стали катушки с записями BEATLES, KINKS и JIMI HENDRIX. Захватил азарт: на пленку записывалось все, что представляло интерес — музыка с пластинок, с радиоприемника и телевизора, из магнитофонных собраний друзей и знакомых. Моя коллекция росла, как снежный ком. Составлялись и обновлялись всевозможные каталоги, все свободные средства шли на приобретение катушек и оплату записей. К тому времени можно было записать у «маклаков» любую музыку по тарифу 3 рубля за 45 минут (конечно, за редкие записи тариф повышался многократно). К концу 70-х я успел поменять уже несколько магнитофонов, в том числе и «стерео». На хорошую ленту можно было сколько угодно перезаписывать и слушать с достаточно высоким качеством, имея классные усилитель и колонки. Забегая вперед скажу, что самый серьезный из отечественных — магнитофон-приставка «Электроника-004 ТА» — до сих пор у меня дома стоит (есть и небольшая коллекция катушек). Но это уже архаика, аппарат, громоздкий по нынешним меркам, да и магнитную ленту днем с огнем в магазине не сыщешь. На пике коллекционирования магнитных записей у меня дома насчитывалось 2000 катушек, что вызывало серьезное недовольство моей жены — они занимали целый шкаф.

В начале 80-х годов на всевозможных «толкучках» уже можно было без Особых проблем купить западные виниловые долгоиграющие пластинки — «пласты», как их любовно называли собиратели. Кстати, существуют до сих пор заядлые любители «винила»: им как ни доказывай, что неудобно слушать (переворачивать надо), что стареет, изнашивается «винил» (шипеть начинает), — они все свое твердят, мол никакая цифровая запись со звучанием «винила» не сравнится! Отчасти они и правы… Но вернемся в восьмидесятые. Так вот, на «толкучках» отдельной группой стояли те, кто хотел продать или поменять диски. Вернулся к их активному собирательству и я. Цена пластинок колебалась в пределах 25-60 рублей и к концу восьмидесятых достигла сотни! Это была месячная зарплата некоторых категорий населения. Но какое счастье — взять в руки новенькую, только что выпущенную за границей пластинку одной из любимых групп, привезти ее домой и поставить на проигрыватель! Чтобы хоть как-то сэкономить деньги, приходилось меняться на время пластинками с другими коллекционерами. Безусловно, все диски записывались на магнитную ленту с тем, чтобы можно было продать или обменять насовсем те из них, которые поднадоели. Центром официального места встреч собирателей музыкальной тематики была секция филофонии (тогда еще Ленинградского) Общества Коллекционеров. Стать членом секции было архисложно, и только заручившись рекомендациями известных меломанов города, я вошел в ее состав. Кстати, филофонисты и по сей день собираются по вторникам с 17 до 19 часов в помещении СПб ОК на пр. Римского-Корсакова, 53. Когда цена «фирменных» дисков перевалила за 100 руб., я понял, что надо самому покупать их из первых рук. Это можно было делать либо в Москве в «Горбушке», куда съезжались жаждущие со всей страны, либо в Прибалтике, например, в Вильнюсе (там завязались знакомства). Началась эпопея с поездками за «винилом». Каждые 2 недели в пятницу я «ложился» в поезд, уходящий в Москву или Вильнюс и возвращался в воскресенье, нагруженный новыми пластинками. Это были, пожалуй, самые интересные, в плане коллекционирования, несколько лет. Я оставлял себе самое ценное из того, что удавалось добыть, остальные диски реализовывал благодарным коллегам — ведь им не надо было никуда ездить, поэтому все были довольны.

А в плане коллекционирования магнитофонных записей компакт-кассета, появившись, многим по душе пришлась: и небольшая, и в обращении удобная. А если еще ленту взять с хромовым или металлическим покрытием и кассетник класса Hi-Fi с «наворотами», т.е. с богатым сервисом и системами коррекции записи и звучания, то качество вашей коллекции будет на очень высоком уровне. Опять же — переписать можно, обновить — не расходовать средства на новые кассеты. Попробовал и я этот вариант, но качество записи на магнитную ленту на вышеупомянутом катушечнике «Электроника-004» для кассетного магнитофона — недосягаемо. Поэтому перезаписывать коллекцию на компакт-кассеты я не стал.

Потом захотелось иметь аппаратуру и носители цифровой записи, (идти в ногу со временем) и собирать музыку «в цифре». Преимущества такой записи налицо. В «цифре» перезапись идет без потери качества, не зависит от числа воспроизведений, бесконечное количество копий будут неотличимы друг от друга, носители при этом практически не изнашиваются. Полностью отсутствуют шумы, шип, помехи, достигаются высокие показатели отношения сигнал/шум, частотного и динамического диапазонов. Самым распространенным носителем цифровой записи был и на сегодняшний день является музыкальный компакт-диск. Первые «компакты» приходилось покупать с рук у моряков, или в той же Прибалтике. В 1990 году, попав в Польшу по туристической путевке, я в отличие от коллег-туристов, набиравших парфюмерию и всякие тряпки, купил на все деньги CD для своей новой коллекции. Как сейчас помню: это были несколько альбомов BLACK SABBATH, LED ZEPPELIN и RAINBOW. Я гордился ими, всем показывал… В Вильнюсе приобрел первый свой CD-проигрыватель, мало у кого такая техника была. Вообще, компакт-диски сначала привозили из-за рубежа, но, опять же, далеко не каждый их прослушать мог: CD-проигрывателей отечественных ведь не было. А потом наладилось. Все, что в мировой музыке существовало мало-мальски известного, было выпущено на «компактах» и к нам в Россию попало, слушай — не хочу! А то, что стоимость фирменного СD составляла 10-20 долларов (далеко не всем по карману) — предопределило появление дешевых, «пиратских» дисков, сначала т.н. «болгарского» производства. Покупал их и я, нареканий много было: полиграфия топорная, звучание, Зачастую «деревянное», композиций в альбомах не хватает, звук, бывает, прерывается, а то и вовсе пропадает. Однако, в 5 раз дешевле «фирменных», и все-таки, бывают и неплохого качества (будем справедливы). Попадались и китайские CD — хлам редкий : почти сплошной брак, полиграфии вообще может не быть. Или так — купил BLACK SABBATH, а звучит ZZ TOP! Но стоят еще в 3 раза дешевле. Так что, приходилось лавировать. Сейчас наиболее твердые позиции удерживает «золотая серединка» — отечественные лицензионные компакт-диски. Звучат неплохо, сбоев практически нет. Полиграфия, правда, слабовата, зато и цена умеренная: 40-80 рублей (можно найти и дешевле). Сравним с фирменным: пусть, даже диск стоит 10 долларов (умножив на 30 = 300 рублей). Разница ощутимая, поэтому я стараюсь покупать именно лицензионки. Смею заверить (по опыту) — многие филофонисты (меломаны) «перешли» с фирменных CD на наши, что поделаешь, финансовая ситуация такая. Есть, конечно, фанаты «фирменных» компакт-дисков, но у них, видимо, средства позволяют. Будьте внимательны: сегодня пиратские музыкальные компакт-диски буквально заполонили аудиорынок нашего города, поэтому приобретать их надо очень аккуратно. Как же разобраться в море контрафакта рядовому покупателю, далекому от всякого, тем более «левого», бизнеса. Вот некоторые полезные советы, которых необходимо придерживаться, если вы не хотите приобрести дешевый заведомо пиратский СD. Главное, как отличить лицензионый компакт-диск от пиратского? Во-первых, по полиграфии вкладыша. Настоящая полиграфия выполнена на жесткой глянцевой бумаге и имеет четкий рисунок. На полиграфическом «донышке» каждого лицензионного диска размещены реквизиты их российских производителей. Во-вторых, сами носители должны обязательно иметь кодировку «IFPI», соответствующую мировым обозначениям компакт-дисков, на ободке вокруг центрального отверстия. И, в третьих — по цене. Компакт-диски зарубежных исполнителей в упрощенной полиграфии официально продаются в РФ по цене от $3,5, а пиратский диск в рознице стоит 40-60 рублей. По звучанию различить труднее, но, если ваша аппаратура высокого качества, то разница в звучании будет уже хорошо заметна. И еще нюанс: на «левые» диски никто вам не даст никакой гарантии, продавец будет всячески уклоняться от дачи гарантийных обязательств. Далее, у торгующих организации обязательно должны быть накладные, выдаваемые правообладателем, в которых поименно отражается каждый поступивший компакт-диск, независимо от объемов оптовых закупок. Должен быть указан источник поступления и заключен договор с правообладателем о купле-продаже. Прослушайте, как звучит СD, осмотрите его на предмет наличия кодировки и качественной полиграфии, если сомневаетесь — потребуйте договор и накладные на продукцию. Очень важный момент: честный продавец не будет ничего скрывать и даст исчерпывающие пояснения.

Могу поделиться некоторыми секретами коллекционирования музыки «в цифре». Кажется, всем хорош компакт-диск фабричного производства, ан нет, все-таки, при пользовании им неприятная особенность выявляется. Что записано (как говорится, пером — не вырубишь топором), уже не сотрешь, не перепишешь. Слушай, пока не надоест, а потом — на полку. Ну, а если самому «в цифре» записать хочется? Тут, как минимум, четыре варианта есть. Первый. Покупайте стационарный «MINIDISK RECORDER» в составе музыкального центра (или даже магнитолы) и дискеты к нему. Цена приличная: стационарный аппарат — 6000-8000 руб., дискета объемом 74 min — около 80 руб. Зато свобода творчества. Пиши с любого источника «в цифру», компонуй и слушай.

Во втором варианте аппаратура еще более серьезная, практически полупрофессиональная (типа TASKAM), для записи на цифровую DAT кассету. Кассеты различной длительности звучания, стоят достаточно дорого. При этом способе и монтаж кое-какой можно делать, вставочки там всякие. Все очень солидно, а звучит потрясающе! Сам слушал.

Для третьего варианта цифровой записи используется персональный компьютер, Оговоримся, если есть у Вашего компьютера CD ROM, то можно слушать компакт-диск, и только. А вот приобретя к нему рекордер (реврайтер), вы получите возможность записывать музыкальную информацию на чистую диск-болванку с различной степенью «сжатия». Например, 8 номерных дисков THE BEATLES — на одну болванку. Неплохо! Стоит рекордер не так уж и много — 200-300 долларов, и применимы к нему 3 типа болванок. Готовые с записью 50-60 руб, для одноразовой записи примерно в ту же цену, и для многоразовой записи — 120-300 рублей. Мало того, вы сможете обработать музыкальную информацию на винчестере, т.е. перемонтировать, добавить текстовое сопровождение или картинку, а потом уже «сбросить» готовый материал на диск-болванку. Все это — в цифре, естественно.

Четвертый вариант подойдет для больших объемов музыкальной информации, которую вы собираетесь долго хранить. Запись — так же при помощи вашего компьютера c приставкой АРВИД на видео-кассету. Для домашних условий такая система реально потребуется меломану с очень большой коллекцией, которую, ну всю, сохранить надо. Для этой цели используются также и магнитооптические приставки.

Про все основные способы записи и коллекционирования музыки я, кажется, рассказал. Теперь уже вам решать: «в аналоге» или «в цифре» будет существовать ваша музыкальная коллекция. А выбор сделают ваши уши, воспринимающие звучание, и ваши средства. Что касается естественности звучания, то по результатам некоторых зарубежных исследований места распределились так:

  •  1.. кассета (катушка) магнитофонная аналоге)
  •  2.. компакт-диск музыкальный цифре)
  •  3.. DAT-кассета цифре)
  • 4.. MINIDISK цифре)

Но это не является эталоном, и окончательный выбор — за вами. Конечно, у меня самого сейчас уже нет той энергии, что была раньше, нет времени — семья, дети растут, да и купить что-то из музыки тоже без проблем — были бы деньги, а «компактами» все магазины завалены. Мою коллекцию составляет теперь только то, что я всегда любил слушать и, может быть, немного нового. И на разных носителях. Владимир Дмитриев (по тексту первой публикации 1998 года)

Обсудить на форуме
Открытие