Вот что говорит
Джетро Талл о Джетро Талле
Джетро Талл о Джетро Талле

-Это не я изобрел название "Джетро Талл".  Настоящий человек по имени Джетро Талл - был  сельскохозяйственным работником в XVIII веке... и кем-то вроде изобретателя. Он изобрел бурилку-сеялку"

Ian Anderson (1966)

Авторская колонка Владимир Дмитриев

Владимир Дмитриев

Джими Хендриксу - 65 лет!


Джими Хендриксу - 65 лет!

James Marshall (Jimi) Hendrix (Джими Хендрикс)

James Marshall Hendrix - американский гитарист, певец и композитор, признанный одним из наиболее смелых и изобретательных виртуозов в истории рока. Он стал пионером электрогитары, открыв в ней бесконечный источник возможностей нового звучания. Пробыв на сцене в качестве сольного исполнителя менее пяти лет, он, тем не менее, оказал огромное влияние на развитие всей рок-музыки.

Джеймс Маршалл Хендрикс родился 27 ноября 1942 года

в Сиэтле, в штате Вашингтон, и получил имя Джонни Аллен Хендрикс. Родители - Эл Хендрикс и Люсиль Джетер. Его мать была алкоголичкой и умерла от цирроза печени, когда Джими было 15. Отец Хендрикса, вернувшись с войны, дал ему новое имя - Джеймс Маршалл. На Хендрикса оказали огромное влияние события в семье: развод родителей в 1951 году, смерть матери. Джими был близок со своей бабушкой Норой Розой Мур. Нора, чей отец был наполовину ирландцем и наполовину чероки, а мать мулаткой, воспитала в Джими гордость за его американское происхождение. Дед и бабушка Джими были актерами варьете в Ванкувере, где родился Эл Хендрикс. Эл переехал в Сиэтл, когда женился на Люсиль. После смерти Люсиль Эл купил Джими акустическую гитару за 5 долларов, определив этим его будущее.

После того как Хендрикс поиграл с несколькими местными сиэтлскими группами, он был приговорен к 2 годам заключения за угон машины. Но его адвокат смог изменить приговор на 2 года службы в армии, в 101-й парашютно-десантной дивизии. Меньше чем через год его уволили из-за травмы полученной при прыжке с парашютом. В армии Хендрикса характеризовали как ужасного солдата, он постоянно спал на посту, ему нельзя было поручить ни одного дела. По словам одного из офицеров, у него не было ни одного положительного качества.

После возвращения из армии Хендрикс и его друг Билли Кокс переехали в Нэшвилл, там они играли, а иногда и жили, в клубах на улице Джеферсона - традиционном центре черного сообщества Нэшвилла. В начале 1960-х Хендрикс выступал в группах, игравших на разогреве у таких музыкантов, как Кёртис Найт, Би Би Кинг и Литл Ричард. 15 октября 1965 года Хендрикс подписал трехлетний контракт с Эдом Чалпином, согласно которому он получал 1$ и 1 % гонорара, записываясь с Кёртисом Найтом. Этот контракт позже стал причиной для судебной тяжбы между Хендриксом и другими звукозаписывающими фирмами.

К 1966 году у Хендрикса была собственная группа Jimmy James and The Blue Flames

и постоянная работа в клубе Cafe Wha? в Нью-Йорке. В этот период Хендрикс познакомился и работал вместе с гитаристами Джефом Бакстером и Эллен Макилвэйн. Хендрикс стал близким другом гитариста по имени Рэнди Калифорния, который позже стал одним из основателей группы Spirit. Также Хендрикс сошелся с Фрэнком Заппой, который показал ему только что изобретенную педаль эффектов <вау-вау> (wah-wah) - инструмент, который Джими освоил в совершенстве, и который стал впоследствии неотъемлемым элементом его <фирменного> звучания. На формирование звука Хендрикса повлияли и группы британского вторжения (особенно Yardbirds и The Who), и классики тяжёлого гаражного рока The Sonics и Линк Рей.

Когда на одном из выступлений Jimmy James and The Blue Flames в Cafe Wha?, Хендрикса увидела Линда Кейт, подруга Кейта Ричардса, она была поражена его игрой и не могла поверить, что Джими не знаменит. Линда познакомила Хендрикса с ушедшим из группы Чезом Чендлером, тот заключил контракт с Хендриксом, став его продюсером, и помог собрать новую группу The Jimi Hendrix Experience, куда вошли басист Ноэл Рединг и барабанщик Митч Митчел. Джими переехал в Лондон.

Уже после нескольких выступлений у группы появилось множество фанатов. Первым синглом стала кавер-версия блюза Hey Joe, написанного Билли Робертсом, который был в то время стандартом для рок-групп. Хендрикс слышал, как эту песню исполнял Тим Роуз, и переделал её под свой психоделический стиль. Еще больший успех пришел к The Jimi Hendrix Experience после выхода оригинальной композиции Purple Haze, записаной с сильно искаженным тяжелым гитарным звуком. Вместе с балладой The Wind Cries Mary, эти три песни попали в Топ-10.

Джими и его подруга Кэти Этчингем переехали в дом на Брук-стрит, 23 в центре Лондона. По соседству с этим домом, на Брук-стрит, 25, когда-то жил композитор Георг Фридрих Гендель. Хендрикс, зная об этом совпадении, купил записи Генделя. Эти два дома сейчас являются музеем Генделя, который посвящен обоим музыкантам.

В 1967 году вышел первый альбом группы, под названием Are You Experienced. 31 марта Хендрикс попал в больницу с ожогами рук - после того, как в первый раз поджёг гитару во время выступления в театре Астория. Второй альбом Axis: Bold as Love развил дальше стиль, обозначенный в Are You Experienced. Выход альбома чуть не был сорван, когда Джими потерял мастер-запись первой стороны диска. Так как подходил срок сдачи, Хендрикс и Чендлер за одну ночь смикшировали запись из отдельно записанных партий. Джими потом говорил, что никогда не был полностью доволен результатом. Возрастающая конфронтация с Ноэлом Редингом, влияние наркотиков и алкоголя, а также усталость наложили свой негативный отпечаток на гастрольное турне The Jimi Hendrix Experience по Скандинавии. 4 января 1968 года Хендрикс был арестован в Стокгольме за погром в номере отеля. Третий альбом Electric Ladyland стал более электронным и экспериментальным чем предыдущие записи. Он включал 15-минутный блюз Voodoo Child, джазовую композицию Rainy Day, Dream Away/Still Raining, Still Dreaming и, пожалуй, самую известную версию песни Боба Дилана All Along the Watchtower. Дилан говорит, что эта версия ему нравится даже больше, чем собственная. Хендрикс решил вернуться в США и основать в Нью-Йорке собственную студию звукозаписи, где он мог реализовать любые свои музыкальные замыслы. Строительство студии, которая была названа Electric Lady, было завершено только в середине 1970-х.

Дисциплинированность, аккуратность Хендрикса в работе превратились в эксцентричность, неопределенность. Перфекционизм Хендрикса (песню Gypsy Eyes записали только с 43-го дубля, и Джими все равно не был удовлетворен) в комбинации с пристрастием к наркотикам вынудили Чеза Чендлера уйти, в мае 1968-го он передал управление своему партнеру Майку Джефри.

Перфекционизм Хендрикса в студии легендарен, он заставил гитариста Дэйва Мэйсона сделать более двадцати дублей акустического сопровождения в All Along The Watchtower. Глубоко неуверенный в своем голосе, Хендрикс часто записывал вокал, спрятавшись за студийными экранами. Многие критики сейчас считают, что Майк Джефри оказал негативное влияние на карьеру и жизнь Хендрикса. Ходили слухи, что Джефри присвоил себе большую часть денег заработанных Хендриксом и спрятал их на счетах в оффшорных банках. Утверждают также, что Джефри имел связи с ЦРУ и военной разведкой, а также с мафией.

24 февраля 1969 года The Experience выступили в Лондонском Альберт Холле, сняв фильм, обозначенный, как последнее выступление группы. На самом деле музыканты продолжали выступать вместе до 29 июня, когда они сыграли на поп-фестивале в Денвере. После этого концерта Ноэл Рединг объявил, что уходит из группы. 3 мая Хендрикс был арестован в аэропорте Торонто, после того как в его багаже был найден героин. Он был отпущен под залог в 10 000 долларов. Хендрикс утверждал, что наркотики были подброшены в его сумку фанатом.

К августу Джими Хендрикс собрал новую группу

Gypsy Sun and Rainbows, чтобы сыграть на фестивале в Вудстоке. В состав группы, кроме Хендрикса, вошли басист Билли Кокс, барабанщик Митч Митчел, ритм-гитарист Ларри Ли, а также Джерри Велез и Юма Султан, игравшие на перкуссии. Это выступление наиболее известно из-за исполнения инструментальной версии гимна США The Star-Spangled Banner, которая перешла в , затем в соло и в Villanova Junction. После завершения программы Джими в ответ на требования публики сыграл свой хит Hey Joe. Многие считают, что это было лучшее выступление Хендрикса.

The Gypsy Sun and Rainbows не просуществовала долго: под давлением своих друзей, близких к набиравшим в то время силу радикальным негритянским движениям, Хендрикс в 1970 году сформировал новое трио Band of Gypsys, состоявшее только из чернокожих музыкантов. В него вошли басист Билли Кокс и барабанщик Бадди Майлз. С открытием студии Electric Lady, Хендрикс стал проводить больше времени за студийной работой и начал записывать несколько новых песен. 30 августа Хендрикс в последний раз выступил в Великобритании на фестивале вместе с Митчелом и Коксом. Хендрикс выразил свое недовольство фанатам из-за того, что те требовали играть старые хиты и не хотели слушать новые музыкальные идеи Хендрикса. Видеозапись этого концерта была выпущена под названием Wild Blue Angel. 6 сентября, на его последнем выступлении на фестивале Isle of Fehmarn, Хендрикс был встречен зрителями черезвычайно неприветливо и вскоре покинул сцену. Но Джими остался в Англии и утром 18 сентября 1970 года был найден мертвым в номере отеля Samarkand в Лондоне.

Он провел ночь со своей тогдашней подругой, немкой Моникой Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами, после приема 9 таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джимми происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков. Несколько лет спустя Данеман утверждала, что Хендрикс был еще жив, когда его переносили в машину скорой помощи, но её комментарии по этому делу были очень противоречивыми и менялись от интервью к интервью. В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джимми увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, штат Вашингтон, США, вопреки его желанию быть похороненным в Англии.

Посмертная дискография Джими Хендрикса насчитывает более 500 альбомов, многие из которых были созданы из незаконченных студийных записей музыканта.


Подготовил Владимир Дмитриев
Обсудить на форуме
Открытие