Вот что говорит
Джетро Талл о Джетро Талле
Джетро Талл о Джетро Талле

-Это не я изобрел название "Джетро Талл".  Настоящий человек по имени Джетро Талл - был  сельскохозяйственным работником в XVIII веке... и кем-то вроде изобретателя. Он изобрел бурилку-сеялку"

Ian Anderson (1966)

Автомобили

Советские автомобили 60-х (детские впечатления Nicka Favorova)


Советские автомобили 60-х
Советские автомобили 60-х

В то время я был ещё ребёнком, ходил в детский сад, потом в младшие классы школы. Но техникой интересовался, а увиденное в детстве хорошо запоминается. Посему на этой странице выложу свои впечатления тех времён - вдруг кому-то будет интересно, хотя никаких Америк, конечно же, для специалистов и людей старшего поколения не открою. Наблюдения касаются разных "видов местности" - миллионного города Харькова и небольшого Южного (тогда ещё посёлка) в пригороде, Крыма и дороги к нему. Остались неохваченными столицы и сельская глубинка. Индексы большинства упомянутых ниже моделей в то время ещё не знал. Ведь подписаться на единственный тогдашний автомобильный журнал "За рулём", или тем более купить его в розницу простым смертным, коими являлись мои родители, было весьма затруднительно, невзирая на большой тираж. Когда появлялась новая модель того или иного завода, окружающие её так и называли "новой". Например, "Москвич-407" в те времена был просто "Москвичом", 401-й - "старым", а 408-й - "новым".
Помимо очевидного - машин на улицах было на порядок меньше - совсем иная была структура автопарка. Преобладали грузовики (кроме центра, куда им был въезд запрещён), а общественный транспорт, легковые автомобили и мотоциклы встречались значительно реже и их было примерно поровну. Это впечатление от уличных наблюдений - реально автобусов и троллейбусов было, естественно, меньше, но они значительно более интенсивно эксплуатировались. Легковые автомобили, участвовавшие в дорожном движении в будние дни, в основном принадлежали государству - мало кто использовал частные для ежедневных поездок на работу, а уж чтоб передвигаться на них в рабочее время - вообще редкость. Известны даже случаи (правда, значительно позже, при Андропове в 83-м), ГАИ останавливала личные авто в середине дня и выясняла у водителя, какого чёрта он разъезжает туда-сюда, а не трудится на благо общества. Наказаний за это не следовало, но сообщить на работу или напечатать фамилию водителя в газете могли. Маялись дурью всего несколько месяцев - Андропов быстро умер. Зимой, которая в 60-е в Харькове была настоящей, в отличии от нынешних времён, значительная часть частных авто не эксплуатировалась.


Итак, начнём с грузовиков, основную массу которых составляли среднетоннажные ГАЗ-51, ЗиЛ-164 и их модификации. До середины 60-х почти все грузовые машины были серо-зелёного защитного цвета (хаки). Исключения составляли пожарные, технички электротранспорта, аварийной службы газа и почему-то молоковозы. Вероятно, потому, что их делали на специализированных предприятиях, а заодно часто перекрашивали кабину шасси. Лишь с появлением ГАЗ-53 (желтоватая кабина) и ЗиЛ-130 (бело-голубая) поток грузового транспорта стал менее однотонным. Правда, кузова всё равно оставались старого цвета. Не думаю, чтобы существовали запреты на перекраску в автохозяйствах - просто иного цвета подходящую краску трудно было достать. Встречались, конечно, и исключения - помню, наряду с обычными, и "Урал-355М" со светло-лиловой кабиной. Часть ЗиЛ-164 имела за кабиной приспособление для самопогрузки в виде небольшого крана, но в работе его видеть не приходилось.
Многие грузовики, выпущенные ещё в 50-е годы, не имели указателей поворотов, особенно сзади, и всего один совмещённый фонарь стоп-сигнала и "заднего света" - лучшего слова ни тогда, ни сейчас придумать не смог. "Габаритом" его никак назвать нельзя - мало того, что один, да ещё расположен близко к оси транспортного средства, "стояночным светом" тоже - использовался при движении. Он же служил для подсветки номерного знака. Если указатели поворотов всё же были, то спереди белые, совмещённые с "габаритами", сзади красные.


Помимо упомянутых выше, на городских улицах встречались МАЗы двухсотого семейства (чаще самосвалы, реже седельные тягачи и спецмашины, ещё реже бортовые), КрАЗы с аналогичным разделением по назначению и ЯАЗы. Последних было мало и являлись они как бы гибридом между КрАЗом и МАЗом - три оси, как у первого, зато кабина, как у второго (дополнение от 08.01.2011 - на самом деле последние выпущенные ЯАЗы имели уже типичную КрАЗовскую кабину). Отечественные машины компоновки  "кабина над двигателем" представляли кутаисские седельные тягачи "Колхида" и УАЗики. Иногда встречались УралЗиСы с характерной старомодной внешностью. На самом деле, часть из них была обычными старыми ЗиСами или даже полуторками - тогда я разницы между ними не знал. Зато хорошо выделял трёхосный "Студебеккер" - но их в то время было уже совсем немного. Из иномарок можно отметить также чехословацкую Шкоду-706 в варианте седельного тягача и бортового грузовика. Изредка попадались австрийские капотные седельные тягачи Austro FIAT 745G.

 

На праздники 1-го мая и 7-го ноября из грузовиков (в основном, ЗиЛ-164) в центре Харькова строили заграждения, полностью перекрывавшие отдельные улицы и разделявшие колонны демонстрантов, шествие в которых для большинства работающих и студентов было обязательным. Это являлось не только средством задержания "дезертиров", но и предосторожностью на случай возникновения давки.


Постепенно начали появляться грузовые автомобили нового поколения. Первые самосвалы на базе ЗиЛ-130 увидел в 1964г на строительстве дома отдыха "Дубна" в Профессорском (тогда Рабочем) Уголке в Крыму. Несколько позже стали попадаться на улицах ГАЗ-53, МАЗы 500-го семейства, "Урал-375" (что это такое, тогда не знал, думал, разновидность КрАЗа). В небольших количествах появились ГАЗ-66, первый ЗиЛ-131 в варианте автовышки увидел в 1968г.
Что касается полусельского Южного, то там господствовали колхозные ГАЗ-51. Впрочем, господствовали - не то слово, куда точнее "иногда встречались". Если же самосвал ЗиЛ или МАЗ привозил кому-то уголь, для меня это было целое событие. Впрочем, в Южном и дорог путных до середины 60-х не было - одни грунтовки. В середине 60-х по нескольким основным улицам уложили булыжник и пустили автобус ПАЗ-652. Число автобусов (как и маршрутов) ограничивалось двумя, нравы в них были патриархальные - при входе кладёшь пятак; билет, при желании, можно самому оторвать от катушки, но обычно этого никто не делал. Через несколько лет поверх булыжника появился асфальт. Почему его нельзя было сделать сразу, так и осталось тайной - ведь укладка булыжника требует немалых затрат ручного труда.
Значительно шире был развит наземный общественный транспорт в Харькове. Помимо большого количества моделей трамвая и трёх троллейбуса, его представляли автобусы ЛАЗ-695Е с характерным воздухозаборником на крыше, в значительно меньшем количестве ЗиЛы производства Ликинского автозавода 158-й модели и ПАЗики. Маршрутный ЗиС-155 в памяти остался только раз, и то на пригородном рейсе от Конного рынка. Правда, один 155-й с военными номерами колесил по городу аж до конца 70-х, исполняя функции грузовика. Ещё один в те же времена использовался местным телевидением для репортажей с места события. В конце 60-х появились белые с красной полосой венгерские "Икарусы-180", с прицепом и "гармошкой". Стоимость проезда всегда и везде на городских маршрутах составляла 5 копеек (троллейбус 4коп, трамвай 3коп), что было весьма недорого. Зато народа в часы пик набивалось под завязку. Оплата осуществлялась в основном путём самообслуживания в специальных кассах в салоне, кондукторы встречались редко. Маршрутных такси почти не было. Правда, в 69-м был открыт маршрут Вокзал - Салтовка, где за проезд надо было платить аж 15коп, обслуживаемый рижскими РАФ-977, но ни разу проехаться на нём мне не довелось. Что касается обычных такси, в указанный период они существовали исключительно в виде "Волг" ГАЗ-21, с "шашечками" на дверцах и зелёным и желтым фонариками в правом верхнем углу лобового стекла. Стоимость поездки в них была невысока (если не ошибаюсь, 10коп/км), но такси редко можно было увидеть свободными. На стоянке у вокзала выстраивалась большая очередь - не такси, конечно, а потенциальных пассажиров. Очередь обслуживали и нелегальные таксисты на частных машинах. На дальних пассажирских междугородных маршрутах использовались автобусы ЗиС-127 и "Икарус-55".
Легковые авто были представлены классическим набором 60-х: "Волга" ГАЗ-21, "Москвич-407", "горбатый" "Запорожец" ЗАЗ-965, вседорожник ГАЗ-69. А вот представительских "Чаек" и, тем более, легковых ЗиЛов в Харькове не было ни одного. В Крыму, где отдыхало высшее начальство, они, конечно, водились, но я их в то время не видел ни разу. Иногда попадались на глаза чехословацкие "Шкоды-1202". Часто встречались автомобили предыдущего поколения - "Победы" и 401-е "Москвичи" (или 400-е, внешне они неразличимы). Почти все старые "Москвичи" дооборудовались указателями поворотов. Изредка можно было увидеть ЗИМ и трофейные немецкие авто, почему-то всегда чёрные. Возможно, с ними иногда путал "Эмку" или ЗиС-101. Из новых же машин за десятилетие получил сколько-либо широкое распространение только "Москвич-408", и то в конце. Всё это относится к Харькову и магистральным дорогам, в Южном своих легковых авто почти не было, разве что у дачников. Хотя первый в истории Южного частный автомобиль "Москвич-401" местный житель приобрёл ещё в 1956г.


О двухколёсных транспортных средствах ограничусь двумя замечаниями. Во-первых, мотоциклы широко применялись в городе в качестве обычного транспортного средства, причём людьми всех возрастов. Зачастую на стоянках у предприятий и организаций они количественно превосходили легковые автомобили. Многие мотоциклы эксплуатировались с боковыми прицепами. В частности, не были редкостью тяжёлые мотоциклы с грузовой коляской. Это же касается трёхколёсных грузовых мотороллеров. Во-вторых, очень незначительным было число мопедов. Речь идёт не об одном из синонимов современного слова "скутер". Тогда мопед был настоящим мопедом - имел велосипедные педали для запуска маломощного двигателя и в качестве вспомогательного движителя. Такие транспортные средства, особенно среди "бесправной" молодёжи, получили распространение лишь в следующем десятилетии. Единственный экземпляр, запомнившийся мне в 60-е, был, похоже, ещё трофейный немецкий.

источник

Обсудить на форуме